Новости прошедшие события нашей Ассоциации

СОТРУДНИЧЕСТВО С КИТАЕМ В СФЕРЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В рамках подписанного в 2018 г. соглашения о создании Российско-Китайского Альянса специального образования 21-26 ноября российская делегация, в состав которой входили представители АСРДОВЗ, Московского государственного областного университета, Российской государственной специализированной академии искусств, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена приняла участие в IV Международном симпозиуме по реабилитации инвалидов в Шанхае.



Президент АСРДОВЗ, главный советник ректора МГОУ Г.В. Крюков выступил на симпозиуме с докладом о подготовке педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью в Московской области и в России. Также делегация посетила специальную школу в Сучжоу, где Г.В. Крюков выступил перед педагогами школы, рассказав о российском опыте организации обучения детей с особыми образовательными потребностями.



По итогам визита стороны приняли решение развивать сотрудничество в рамках концепции "Один пояс - один путь".



В МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ

26 ноября состоялось второе заседание Совета руководителей отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Участники заседания рассмотрели вопросы организации плавного, преемственного перехода обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с уровня начального общего образования на ступень основной школы, а также вопросы обновления материально-технической базы коррекционных школ (в том числе за счёт реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России И.О. Терёхина отметила необходимость создания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья условий при переходе в 5-й класс к 1 сентября 2020 года. Для этого разработаны проекты примерных рабочих программ первого года общего образования (5-й класс) для обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп, которые проходят апробацию в 74 школах из 21 субъекта Российской Федерации.
Куратор группы разработчиков программ, и.о. директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Т.А. Соловьёва рассказала о принципах перехода обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровень основного общего образования.
Так, обучающиеся по 1-му варианту адаптированных программ начального общего образования 1 сентября 2020 года перейдут в основную школу, поскольку получают непролонгированное образование.
Обучающиеся по 2-му варианту адаптированных программ начального общего образования продолжат обучение в начальной школе, поскольку у них пролонгированное начальное образование. Они перейдут на ФГОС основного общего образования 1 сентября 2021 года.
Обучающиеся по 3-му и 4-му вариантам адаптированных программ начального общего образования заканчивают начальную школу с учётом пролонгированных сроков получения образования, и через 1–2 года продолжат получать образование в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучающиеся по адаптированным программам, разработанным в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), продолжают обучение без перехода на ступень основной школы, поскольку их образование безуровневое.
Также Т.А. Соловьёва отметила важность активного участия школ в обсуждении результатов апробации программных материалов, сложностей и трудностей реализации рабочих программ в учебном процессе, связанных с новыми профессиональными задачами учителей-дефектологов в преподавании специальных предметов и ведении коррекционных курсов.

Более подробно с информацией о разработанных программах можно ознакомиться в презентации Соловьевой Т.А.:

Презентация

Опытом апробации программы для обучающихся с нарушениями слуха поделилась директор ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих и слабослышащих» г. Грозного А.В. Хашумова.
Ещё одним актуальным вопросом, рассмотренным на заседании Совета, стало сохранение и развитие сети коррекционных школ.
И.О. Терёхина отметила, что, несмотря на развитие инклюзивного образования, Минпросвещения России обеспечивает поддержку таких значимых для системы образования организаций, как коррекционные школы.
– Коррекционные школы, как и прежде, будут занимать свою нишу в системе российского образования. Для этого с 2019 года на федеральном уровне реализуется новый беспрецедентный проект – мероприятие по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», – сказала И.О. Терёхина.

Более подробно с реализацией мероприятия можно ознакомиться в презентации Терехиной И.О.:

Презентация

В завершение заседания Е.А. Широкова, директор МКОУ «Школа-интернат № 92» г. Нижнего Новгорода, и Г.В. Крюков, президент АСРДОВЗ, представили опыт реализации мероприятия в рамках нацпроекта «Образование» на практике.
Справочно
В 2019 году в реализации мероприятия по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» участвуют 239 коррекционных школ из 43 субъектов Российской Федерации, в 2020 году предполагается участие 130 коррекционных школ из 81 субъекта.
Всего мероприятием к 2024 году будут охвачены 909 школ – более половины коррекционных школ Российской Федерации.
Из 29 школ – участников Совета реализуют мероприятие 26 школ.
Основным направлением инфраструктурных изменений в коррекционных школах станет введение новых профилей профессионально-трудового обучения. Обучение по этим профилям должно стать предпрофессиональной подготовкой к обучению в колледжах и вузах. При этом среди обязательных условий – соответствие новых профилей направлениям, по которым в регионе обучают лиц с ОВЗ, и которые впоследствии будут востребованы на рынке труда.

КОМАНДЫ ИЗ МОСКВЫ, РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОБЕДИЛИ В ОБЩЕКОМАНДНОМ ЗАЧЁТЕ V НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА «АБИЛИМПИКС»

22 ноября в Москве на площадке выставочного комплекса ВДНХ состоялась торжественная церемония закрытия V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». В этом году в соревнованиях, которые в течение года проходили по всей стране, приняли участие свыше 10 тысяч человек. В финал вышли более 1800 конкурсантов.



Всего по итогам Национального чемпионата призёрами и победителями стали 540 человек. 1 место в общекомандном зачёте заняла команда из Москвы (182 медали), 2 место – Республика Татарстан (43 медали), 3 место – Московская область (24 медали).
Состязания проводились по 62 основным и 31 презентационным компетенциям. Мастерство конкурсантов оценивали более 500 экспертов.
В рамках чемпионата состоялось заседание Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов под председательством О.Ю. Васильевой. Были рассмотрены следующие вопросы: "Об обновлении предметной области "Технология" в соответствии с востребованными на рынке труда профессиями и специальностями, а также "О профессиональном образовании обучающихся с ОВЗ и инвалидностью". В заседании принял участие президент АСРДОВЗ Г.В. Крюков.
Справочно
«Абилимпикс» – международное движение, основной деятельностью которого является проведение конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью с целью их профессиональной ориентации и содействия в трудоустройстве.
Организаторами Национального чемпионата выступили Минпросвещения России, Правительство Москвы, Минтруд России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минкультуры России, Минсельхоз России, Минздрав России, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» и всероссийские общественные организации инвалидов.



СЕМИНАР ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

18 ноября на базе Центра дополнительного образования "Детский технопарк "Кванториум" Технологического университета прошел семинар для руководителей и специалистов образовательных организаций Московской области, работающих по АООП.



В программе семинара: посещение Центра управления полетами, знакомство с технологической и методической базой детского технопарка "КВАНТОРИУМ" Технологического университета МО, презентация системы работы технопарка и опыта организации развивающих мероприятий для детей с ОВЗ, особенности формирования программы обучения и проведения занятий для лиц с ОВЗ в области робототехники. Мероприятие проведено совместно нашей Ассоциацией и Ассоциацией преподавателей информатики Подмосковья.





РЕЗОЛЮЦИЯ III ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ДЕФЕКТОЛОГОВ

III Всероссийский съезд дефектологов (далее – Съезд) прошел в городе Москве с 14 по 15 ноября 2019 г. Инициатором и Организатором проведения Съезда выступило Министерство просвещения Российской Федерации, оператором Съезда – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
В Съезде приняли участие 866 делегатов – представителей 78 субъектов Российской Федерации и 78 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации. Цель проведения Съезда - выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.
Цель проведения Съезда - выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.

В рамках Съезда были проведены:

  • брифинг-площадки на актуальные темы «Дефектология как наука: достижения, перспективы и пути развития», «Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: как обеспечить качество?», «Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации», «Система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, проживающих в ДДИ и ПНИ», «Специальное (дефектологическое) образование: вчера, сегодня, завтра», «Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог»;
  • пленарное заседание;
  • награждение почетными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии», «За верность профессии».

В результате работы Съезда были актуализированы вопросы создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации, в числе которых:

  • качество профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования;
  • востребованность и престиж профессий учитель-логопед и учитель-дефектолог, оценки готовности к профессиональной деятельности в современных условиях, в том числе с учетом демографических и социально-экономических изменений;
  • развитие отечественной дефектологии, доступность и трансляция результатов фундаментальных и прикладных исследований в практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, сопровождения их семей;
  • поэтапность внедрения Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, освещение основных векторов и точек роста российской системы образования детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, условий и механизмов развития наиболее перспективных направлений;
  • поддержка инициатив создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.

Делегаты Съезда ОТМЕЧАЮТ:

  • положительные изменения в практике специального и инклюзивного образования, обусловленные развитием государственной политики в сфере защиты прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
  • важность разработки и принятия Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года как основного документа, определяющего приоритетные направления и ключевые точки роста системы непрерывного доступного качественного образования лиц указанной категории,
  • повышение роли дефектологической науки в проектировании и стандартизации современных диагностических, коррекционно-развивающих инструментов, обоснованных подходов к сопровождению всех участников образовательных отношений,
  • необходимость доработки и принятия профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» и модернизации на его основе программ подготовки и переподготовки профильных специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»,
  • необходимость принятия комплексных мер по преодолению дефицита высококвалифицированных кадров в системе образования и психолого-педагогической абилитации обучающихся с ограниченными возможностями.

Делегаты Съезда СЧИТАЮТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ РЕКОМЕНДОВАТЬ:

Ознакомиться



Презентации III Всероссийского съезда дефектологов:

Ознакомиться



14.11.2019 Фотографии:

Ознакомиться



15.11.2019 Фотографии:

Ознакомиться



Видеозапись 15.11.2019:

Ознакомиться



Видеоролик про съезд дефектологов:

Ознакомиться

НА III ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ДЕФЕКТОЛОГОВ ОБСУДИЛИ РЕАЛИЗАЦИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

15 ноября в Москве состоялось пленарное заседание III Всероссийского съезда дефектологов, организованного Минпросвещения России. В мероприятии приняли участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы О.Н. Смолин, вице-президент Российской академии образования (РАО), академик РАО Н.Н. Малофеев.



Приветствие в адрес делегатов съезда направила Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева.
«Проведение съезда – это важный шаг в процессе построения общества равных возможностей, когда внимание к вопросам всестороннего развития человека вне зависимости от его физических данных становится безусловным приоритетом и нормой жизни», – отметила Министр в приветственном слове.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина выступила с докладом о государственной политике в сфере защиты прав детей с ОВЗ и инвалидностью. Она подчеркнула необходимость проведения фундаментальных научных исследований в сфере дефектологии.
– Мы ставим перед Институтом коррекционной педагогики конкретные задачи по научным исследованиям. Все предпринимаемые действия направлены на развитие дефектологической науки. И мы уверены, что в ближайшем будущем получим первые результаты, которые будут полезны как для развития науки в целом, так и для практиков, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями ежедневно, – сказала Т.Ю. Синюгина.
Заместитель Министра информировала о разработке плана реализации Стратегии развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью на период до 2030 года, ориентированной на обновление системы специального и инклюзивного образования.
– Для нас приоритетными направлениями являются совершенствование и разработка нового содержания образования обучающихся с ОВЗ на разных уровнях образования и обеспечение специальных условий получения образования для их разностороннего развития. Нам важно поддерживать возможность выбора родителями образовательного маршрута ребёнка – в рамках инклюзии или коррекционного образования. И вне зависимости от этого выбора мы должны получать сопоставимые высококачественные результаты, – подчеркнула она.
Также Т.Ю. Синюгина рассказала, что ведомство активно дорабатывает профессионального стандарта «Педагога-дефектолога».
– Новый стандарт будет применим для специалистов по раннему возрасту, педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. По нашему мнению, это позволит повысить качество оказываемой обучающимся с особыми образовательными потребностями помощи, – сказала она.
Модератором брифинг-площадки "Престиж и востребованность профессии "учитель-дефектолог", где обсуждались профессиональный стандарт учителя-дефектолога, а также новые требования к его профессиональным компетенциям, выступил Президент Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ, гл. советник ректора МГОУ Г.В. Крюков.



В соответствии с соглашением о создании Российско-китайского альянса специального образования в работе площадки приняли коллеги из Нанкинского университета специального образования.



В рамках торжественного закрытия съезда лучших ученых и педагогов наградили знаками отличия «За личный вклад в развитие дефектологии» и «За верность профессии», от Московской области награду получила Е.В. Фатина, педагог МБОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1» городского округа Электросталь, победитель Предметной недели, ежегодно проводимой АСРДОВЗ.